«Майская демонстрация тоже может быть проявлением социального конфликта»
- 1
Ваша лекция будет посвящена социальным конфликтам. А как бы вы описали, что такое социальный конфликт?
На самом деле, социальный конфликт охватывает много разных случаев. Обычно мы называем так ситуации, в которых действуют разные социальные группы, чтобы понять, к чему эти социальные группы апеллируют и чего они хотят. Зачастую они прибегают к оказанию давления на правительство – это может быть демонстрация, забастовка и так далее, то есть социальные группы могут производить насильственные действия. Именно это мы и пытаемся изучить – ситуации, в которых действуют разные социальные группы, оказывающие давление и желающие навязать свои решения и волю другим. При этом эти социальные группы задействуют разные ресурсы, чтобы увеличить свои шансы на достижение желаемого.
А может быть социальный конфликт без участия государства?
Да, социальный конфликт может быть и просто между разными группами. Можно привести, полагаю, достаточно драматичный пример. Скажем, есть вероятность, что правительство изменит политику в отношении абортов. В этой ситуации люди, которые выступают за возможность абортов и против, организуют митинги, вкладывают в это ресурсы, тратят на это деньги, потому что, может быть, ради того, чтобы пойти на митинг, они пропустят рабочий день или откажутся от отдыха в выходной. Так или иначе, они будут стремиться отреагировать оптимально. Как и люди, придерживающиеся противоположных взглядов, которые тоже организуют свой митинг и тоже стараются отреагировать оптимально. В этом случае мы смотрим на взаимодействие на уровне поведения этих двух групп, чтобы понять, что определяет действия сторон в этом конфликте и как много ресурсов будет затрачено в ходе него.
Но как мы понимаем, что этот митинг – проявление конфликта, а этот – просто майская демонстрация?
Майская демонстрация тоже может быть проявлением социального конфликта. Например, в случае Украины. Потому что если демонстрация случается, например, на фоне выборов президента и в обществе есть противоположные интересы, то люди все равно хотят выразить свой протест, бросают на это ресурсы, оставляют работу, вносят элемент риска в свою жизнь, чтобы изменить вещи в желательном для них направлении.
Что же является индикатором конфликта?
На самом деле, в наших исследованиях мы пытаемся разными способами предсказать исход конфликта, и не только с точки зрения степени его интенсивности. Есть два разных метода измерения конфликта. Один метод используется в случае вооруженных конфликтов – и тогда мы подсчитываем, сколько людей погибнет в них. Здесь действительно важно, насколько интенсивен конфликт. Другой метод и другие индикаторы применяются в случае конфликтов, связанных с действиями властей, например, когда для того, чтобы люди оказались в тюрьме, появляются политические причины. Такие конфликты проявляются в забастовках и митингах, и тогда все указывает на то, что это социальный конфликт.
Есть ли сейчас в мире какие-то общества, которые живут без конфликтов? Возможно ли это вообще?
Тут сразу надо сказать, что наше общество состоит из групп индивидов, у каждой из которых свои цели, и конечно, так и должно быть. Весь вопрос в том, можем ли мы организовать наше общество так, чтобы принимать решения, избегая конфликтных ситуаций. На самом деле, как обычно работает конституция – по крайней мере в демократических странах. Мы можем показать, чего мы хотим, посредством голосования. Есть способы, в том числе законные, продемонстрировать правительству, насколько сильно мы чем-то недовольны – мы можем организовать несанкционированную акцию, мы можем устроить забастовку, причем при каких-то условиях абсолютно законно, если система это позволяет. Почему система это позволяет? Потому что проблема демократии в том, что мы можем только сказать, предпочитаем ли мы А или В, но мы не можем сказать, насколько А для нас важнее. Кроме того, общество может коммуницировать с властью, пусть и через представителей, и чувствовать себя сильнее. Возможен, конечно, и ряд незаконных действий – может произойти убийство, можно организовать вооруженное сопротивление или попытаться совершить переворот. Есть страны, в которых эти процессы приобретают большой размах. Например, начиная с 1960-х и до сегодняшнего дня в подобных конфликтах люди гибнут в 40% странах по всему миру. И это тоже способ измерить конфликт. Тем более что это происходит даже не в каких-то отдельных странах – нет, это происходит почти в половине стран по всему миру.
Выходит, что мы никак не можем избежать социальных конфликтов, и вопрос только в том, как сделать так, чтобы они протекали более мирно и при этом в результате проблема решалась.
Да, и лучшее, что мы можем сделать в этой ситуации, это попытаться понять, что определяет конфликт, и затем нейтрализовать ситуацию, если это возможно.
А если нет?
Тогда вопрос, как далеко мы можем зайти. Ведь конфликты происходят не потому, что это какие-то странные люди. Например, я помню случай с монахами, о котором часто рассказываю. Есть монахи, которые решают уйти в египетские пустыни и провести жизнь там в пещерах. Всегда бывают такие люди, которых не интересуют ни власть, ни деньги и которые думают исключительно о будущей жизни и подобных вещах. Но, тем не менее, на протяжении последних полутора тысяч лет мы знаем много ситуаций, когда монахи из одних общин убивали монахов из других общин. Последний такой случай произошел в 1950-х годах. Это означает, что даже у абсолютно мирно настроенных и почти святых индивидов, у которых нет никаких амбиций, все равно находятся причины для того, чтобы убивать друг друга.
То есть это что-то, заложенное в нашей природе?
Да, возможно. Нам очень нужно чувствовать собственную идентичность и соотносить себя с какой-то группой. А потом уже неважно, насколько велики различия между этими группами. Группы вообще могут быть очень похожими, но все равно рано или поздно дело доходит до силового противостояния.
Сейчас в Европе происходят попытки объединить людей на почве толерантности, но все равно возникают новые конфликты – и уже на основании того, почему толерантность должна стать новым способом мышления.
Да, не так давно было очень острое выступление ультраправых в Германии против мигрантов. В Европе серьезный кризис, и Германии это касается в первую очередь, потому что он расшатывает их экономику и влияет на общий уровень благосостояния. Сейчас в Германии можно работать и при этом иметь очень низкий доход. Соответственно, люди пытаются найти причины этого, и в такой ситуации всегда появляются лидеры, которые начинают распространять идеи, что это все из-за мигрантов, что мигранты занимают рабочие места и из-за этого снижаются зарплаты. При этом люди видят, что государство не собирается решать проблему с мигрантами, и тогда они берутся за дело сами. Та же ситуация наблюдается сейчас и во Франции, где националистическая партия может выиграть следующие выборы. Поэтому нам необходимо искать объяснения происходящим конфликтам и возможные решения, тем более когда находятся политики, желающие сыграть на этом, чтобы получить поддержку населения.